?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Вчера, в ночь с субботы на воскресенье, на территории Института Теоретической и Экспериментальной Физики в Москве (ИТЭФ) случился страшный пожар, затушить который не удавалось в течение всего дня. По предварительной версии горели оплетки старых кабелей, проложенных в узких труднодоступных каналах под ускорительным комплексом института. Это обстоятельство в первую очередь объясняет чрезвычайную сложность тушения пожара. Масштабы разрушений и потерь уникального оборудования еще предстоит установить. Но сейчас важно то, что никто при пожаре не пострадал. Ни экологической (кроме густого черного дыма, окутавшего дома, расположенные по соседству с ИТЭФ) ни радиационной угрозы не существует.


Что же это такое, этот самый Ускорительный Комплекс, который стал объектом возгорания? История его создания уходит в 50-е годы прошлого столетия, когда первый построенный ускоритель протонов в ИТЭФ стал прообразом более крупного ускорительного комплекса в подмосковном городе Протвино. Затем ускоритель ИТЭФ многократно модернизировался, пока в 2001 г. на его базе не был создан накопитель ионов ИТЭФ-ТВН. ТераВаттный Накопитель ионов (ТВН) способен ускорять и накапливать тяжелые ионы с высокой энергией пучка до тераваттного уровня мощности и обеспечивать проведение экспериментов по физике высокой плотности энергии в веществе. Созданная ускорительно-накопительная установка ИТЭФ-ТВН является одним из немногих Российских мегапроектов, на создание которых были затрачены миллиарды рублей. Благодаря своим параметрам, ускоритель-накопитель ИТЭФ-ТВН уверенно встал в ряд крупнейших ионных ускорительных установок в мире, а по энергии ускоряемых ионов он является одним из крупнейших в Европе. В результате реализации проекта ИТЭФ-ТВН появилась возможность проводить фундаментальные научные исследования в новых недоступных ранее физических условиях по направлениям: физика высокой плотности энергии в веществе; релятивистская ядерная физика; физика ускорителей заряженных частиц; ядерная медицинская физика.


Чем же на самом деле является этот мегапроект ТВН? По сути, ТВН – это единственный сильный аргумент в споре о том, можно ли выселить ученых с территории исторического комплекса в центре Москвы или нет. Пока ТВН работал, ответ на этот вопрос был обоснованно отрицательным. Ведь нельзя же никуда перенести эту гигантскую работающую машину, на создание которой были потрачены бюджетные средства космического масштаба. Нет ТВН – нет проблем. Если специально созданная комиссия придет к заключению, что восстановление ТВН не имеет смысла, то серьезных (в понимании бездушных чиновников) аргументов в споре о выселении физиков с их территории больше не будет.


Я ненавижу конспирологию. Тем не менее мы живем в очень специфическом обществе и всё происходящее на наших глазах не может не вызывать резонных вопросов об истинных причинах «стихийных» бедствий. Особенно, когда начинаешь задумываться о невероятности происходящего. Итак, на территории ИТЭФ около ста зданий и пожар возник именно в здании мегаустановки ТВН. За более чем полувековую историю существования ИТЭФ пожара такого масштаба не было. Время возникновения пожара совпало с кульминацией конфликта, возникшего между ИТЭФ и его вышестоящей организацией НИЦ Курчатовский Институт. Такие невероятные пространственно временные корреляции моментально вызывают в памяти пожары в Манеже в 2004 г, и во множестве исторических зданий в центре Москвы, которые по странному стечению обстоятельств начинали самовоспламеняться как раз в тот момент, когда становилось очевидно, что в споре об их сносе или реставрации заинтересованные власти (с одной стороны) и гражданское общество (с другой) зашли в тупик. Конфликт, разгоревшийся вокруг ситуации, в которой оказался Научный Центр ИТЭФ, хоть и достиг точки кипения, но в последние дни перед возникновением пожара всё-таки определенные шаги к его разрешению были сделаны с обеих сторон.


Кому выгодно случайное возникновение пожара на мегаустановке ТВН ИТЭФ? С моей точки зрения, в первую очередь это выгодно «охранителям» территории Научного Центра, которые в последние годы чувствовали себя на ней реальными хозяевами. Именно они устроили безумные ограничения допуска ученых, студентов и школьников на «их» территорию. Эти неоправданные никаким здравым смыслом ограничения не раз распространялись и на средстве массовой информации и на организацию научных конференций и на допуск персон с мировыми именами. Одна из таких недопущенных персон (знаменитый американский физик-теоретик) в конце 2011 года охарактеризовал эту ситуацию, как ГУЛаг в упрощенном варианте. Кроме того именно эти «охранители» были не раз в прошлом косвенно замешаны в скандалах о незаконной продаже территории Научного Центра. К этому надо добавить, что буквально за несколько дней до возникновения пожара дирекции НИЦ КИ и ИТЭФ пошли на некоторые уступки и приняли исторической важности решение о срочном разрежимливании территории Научного Центра. Пострадавшая при таком решении сторона – «охранители». Очевидно, также, что после пожара будут выдвинуты веские аргументы в пользу отмены такого «скоропалительного» решения дирекции. По данным некоторых изданий прехавших срочно на место пожарников «охранники» длительное время не допускали на территорию для тушения пожара. И наконец, странное обстоятельство, которое не могла не отметить пресса: вся информация о тушении пожара поступала в информагентства не через МЧС (как это обычно бывает), а через правоохранительные органы.


На очевидный вопрос, а было ли это выгодно вышестоящей организации под руководством М.В.Ковальчука я не нахожу поводов для утвердительного ответа. Скорее, мы, ИТЭФ и М.В,Ковальчук в этом странном инциденте стоим по одну сторону баррикад. Ведь другие мегапроекты, находящиеся в его ведении, такие как реактор ПИК в Гатчине или ускорительный комплекс Протвино ни чем, по сути, не лучше сгоревшего вчера ускорителя ИТЭФ.


Теперь, конспирологию отодвинули в сторону. Если так, то главными виновниками возникновения ситуации, в которой пожар стал возможным являются унизительное отношение к техническому и научному персоналу, работающему на ускорительном комплексе, допотопные меры противопожарной безопасности и абсурдный дисбаланс в принятии инфраструктурных решений по Институту в целом. Эти причины, хотя и очевидны, но никак не укладываются в головы вышестоящих чиновников, которые как дети увлечены постройками мегапроектов, забыв о людях, для которых эти мегапроекты строятся. Только мегапроект – это не куличики в детской песочнице. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, что ученый с нищенской зарплатой, работающий на установке в миллиарды рублей будет соизмерять свое отношение к этой установке не с ее реальной стоимостью, а со своим ущербным уровнем жизни. Кроме этого, построив мегаустановку, нельзя забывать и о мегаинфраструктуре вокруг нее. Кабели, подводящие энергию, здания, трубопровод, дороги для обслуживания крупнейшей установки европейского класса были оставлены на допотопном уровне. Называется, сэкономили и понадеялись на русский авось.


Так что же, конспирология или элементарный бардак в хозяйстве? Я лично, в большинстве случаев, придерживаюсь точки зрения, в которой суперпозиция разных факторов играет роль. Это примерно как задать вопрос: по какой причине мячик катится вниз под горку, потому что имеется наклон или вследствие закона тяготения? Правильный ответ: и то и другое.


Tags:

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 05:52 am (UTC)
Может быть Вы и правы, но тогда это - уже игра по совсем непонятным мне правилам. Землю оформили в федеральную собственность и перепрофилировать ее назначение по законам невозможно даже с помощью пожара. Хотя в нашей стране...

А про известных авторов письма - это Вы правы. У них по какому-то странному стечению обстоятельств перестали работать мобильные телефоны.
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 06:30 am (UTC)
Рассказывают, что сейчас в КИ арендаторов нет, но нет и сотрудников (ученых) за исключением нескольких показушных лабораторий. Все обнищали и разбежались. Остались пустые новые отстроенные лаборатории с новеньким оборудованием. Эти впечатления мне рассказывали те, кого недавно приглашали на экскурсию по КИ.

Ну, если такой абсурдный солнечный город на месте ИТЭФ в планах у МВК, то здесь нечего сказать. Против абсурда власти у нас никаких инструментов нет.
gaz_v_pol
Feb. 7th, 2012 06:24 am (UTC)
Странно, а почему так, что нет ни арендаторов, ни учёных?
afrikanbo
Feb. 7th, 2012 06:39 am (UTC)
С приходом М.В.Ковальчука арендаторов выгнали, как менял из храма, а ученые сами разбежались, от недостатка финансирования. У МВК явно перекошена система ценностей. Он, по какой-то причине убедил себя, что в первую очередь надо построить здания лабораторий и купить новые приборы, а ученые появятся сами, как мыши из грязного белья. Но, практика показывает, что так не бывает :(
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 7th, 2012 07:08 am (UTC)
Не без этого, конечно, но современные схемы уже трудно назвать банальным откатом.
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 06:33 am (UTC)
Прохорова что ли в помощь позвать? Д Рогозин уже в наше сообщество записался :)
gerat
Feb. 6th, 2012 06:39 am (UTC)
На проблему нужно смотреть глубже.
В России громадные мировые природные ресурсы.
И все сливки от их экспорта концентрируются в одном месте, в Москве!
Там где находятся такие деньги, возникает соответствующая стоимость земли, недвижимости. Физические институты, наука не могут конкурировать за земельные московские ресурсы.
При текущей экономической, региональной политике, все это советское наследие будет просто вымыто новой рыночной реальностью.
Вы сколько знаете ускорителей в Нью-Йорке или Лондоне??

Как не прискорбно сообщить это современный "Вишневый Сад":-((
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 06:52 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Ну, в Нью Йорке крупных ускорителей нет, зато есть гораздо крупнее, чем в ИТЭФ, например, в Женеве и Гамбурге.

Так что призыв в Европу! в Европу! в буквальном смысле правильный :)

Edited at 2012-02-06 06:53 am (UTC)
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 07:21 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
И Брукхэвенская в часе езды от Нью Йорка. Но ведь это в других странах, где рядом с лабораторией создали и всю инфраструктуру. А из Протвино набитые под крышу людьми автобусы каждый день везут этих людей на работу в Москву. Что-то я не особо видел, чтобы с Лонг-Айленда в Нью Йорк народ валом валил каждый день.
gerat
Feb. 6th, 2012 07:32 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
То есть, что-то среднее между Протвино и Троицком.
Это экономически логично.
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 07:38 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Упс! а чем Троицк лучше? я там совсем недавно побывал. Там инфраструктуры еще меньше. Например в городе я не нашел приличного места, где перекусить. Глупо конечно, но как факт - всю городскую комфортную инфраструктуру от туда вымело (это мое личное впечатление) потому что в обнищавшем городе нет на нее востребованности.
gerat
Feb. 6th, 2012 07:48 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Подозреваю, что с инфраструктурой в Троицке проблемы.
Ибо в стране создана ситуация: "В Москве все деньги, а за МКАД жизни нет".
И пытаться в напичканную деньгами Москву поместить еще и ускоритель бессмысленно.
Решать проблему(ы) нужно кардинальней.
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 07:55 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Согласен. Но зачем же по варварски его сжигать если он там уже давно существует? и дает работу интеллектуальному слою общества. Или в Вашем понимании Москва - это приют гастарбайтеров и плейбоев? Хотя, Манхэттен сегодня именно так и выглядит :)
timoha67
Feb. 6th, 2012 03:59 pm (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Чтобы освободить место под "эффективный проект" от неэффективного с их точки зрения института...
Вот Чубайс с компанией хотят уже в этом году закрыть "неэффективный" с их точки зрения Политехнический музей... на "реконструкцию"..:
http://www.afisha.ru/article/7744/
altavir
Feb. 6th, 2012 10:13 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
С городской инфраструктурой в Троицке все хорошо (не сильно хуже чем в том месте Москвы, где находится ИТЭФ). С научной хуже.

Я лично придерживаюсь того мнения, что научные центры должны быть вынесены за пределы мегаполиса. Хотя бы для того, чтобы у ученых была возможность купить жилье рядом с работой. Впрочем, разрушать для этого хорошо работающие институты абсолютно неприемлемо.

Edited at 2012-02-06 10:19 am (UTC)
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 10:30 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Вы знаете, я с Вами полностью согласен. Да так оно всегда и было. Когда строился ИТЭФ - это была местность за окраиной Москвы. Вокруг были колхозные капустные поля.

Когда я работал в университете в Париже, мои коллеги из Сакле или Орсэ, расположенных в пригородах Парижа, просто наслаждались жизнью: живя в городе утром и вечером ехали но (с) работы против трафика. Я им завидовал по-доброму.

За городом конечно развитие перспективнее, но важно не относить Научный центр далеко от города (как Дубна , Пущино или Протвино) чтобы был выбор где жить - в городе или в пригороде. Не секрет, что в пригородах сейчас нет инфраструктуры для жилья за разумные деньги, даже вокруг Москвы.
altavir
Feb. 6th, 2012 11:00 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Вопрос более глобальный чем кажется, хотя и не относится напрямую к нашей с вами теме. При текущей суперурбанизации вокруг Москвы, из города должно быть вынесено максимум всего и даже не столько из соображений удобства тех же ученых, а и по причине загрузки транспортной сети и прочего. Оптимальными были бы научные городки расположенные достаточно далеко от мегополиса, чтобы можно было позволить в них достаточно низкие цены на жилье при нормальной инфраструктуре. Любая попытка придвинуться поближе к цивилизации чревата вползанием в сферу чьих-то интересов. Как говорится, если не хотите участвовать в драках за свой клочок земли, сделайте так, чтобы никому кроме вас он был не нужен.
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 11:08 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Далеко от мегаполиса = поближе к Женеве (совсем с ней рядом :)
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 07:56 am (UTC)
Re: На проблему нужно смотреть глубже.
Зачем 40 или 70 км? Коллайдер в и самая крупная физическая лаборатория Европы находится в 10 км от центра Женевы. Правда, аварии там тоже случаются:)
altavir
Feb. 6th, 2012 10:17 am (UTC)
Добрый день. Я конечно попытаюсь выяснить все из первых рук, но все-таки пару вопросов для ясности.

На ускорителе в это время шли измерения? (я так понял что нет, но надо убедиться).
Если измерений не было, то были ли включены хоть какие-то системы кроме бытовых розеток?
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 10:33 am (UTC)
Нет, ускоритель по плану не работал с конца декабря.
Возможно работали вакуумные насосы, для поддержания вакуума в системе. Но, очевидно, больших мощностей ускоритель в это время не потреблял.
altavir
Feb. 6th, 2012 10:55 am (UTC)
Ну тогда, мы с вами в своем праве подозревать криминал. При бытовой нагрузке вероятность самовозгорания крайне низка. Кстати, насосы вряд ли бы кто оставил без присмотра (по крайней мере по технике безопасности это запрещено).
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 11:00 am (UTC)
о чем и спич!
Минимальный присмотр там всегда есть. Он он, действительно, типа полтора человека.
xbvbx
Feb. 6th, 2012 11:01 am (UTC)
>Итак, на территории ИТЭФ около ста зданий и пожар
>возник именно в здании мегаустановки ТВН.
--------
Ну надо же! Установка работает, она под током, мощность установки заведомо очень большая - и неизвестно из-за чего оплетка кабелей загорается. Несомненно, это Путин виноват. И пжив. А то, что любая изоляция со временем деградирует - сурковскаяпропаганда.
Кстати, Останкинскую башню тоже сожгли злые... эээ... ну, кого вы там виновными назначили - вот они и сожгли. Потомушта там тоже кабели горели.

Разруха, она не в кабелях. Она в головах. А теперь и в блогах.
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 11:11 am (UTC)
Здесь не принято выказывать свою агрессию. Извините.
Установка не работала. Мощности никакой не было с конца 2011 года. Ни ВВП ни пжив никто не винит. О чем это Вы?
skononov
Feb. 22nd, 2012 07:38 am (UTC)
Вы явно не потрудились изучить содержание дискусии. Здесь не обсуждают политику, а лишь конкретную ситуацию в ИТЭФ. Это вы, батенька, темой промахнулись. Не видать вам айпада от Потупчик.
alex_m_salnikov
Feb. 6th, 2012 02:00 pm (UTC)
Я слышал от людей, что Кириенко спит и видит, чтобы там устроить себе резиденцию.....поди, врут....)
kot_pafnusha
Feb. 6th, 2012 06:17 pm (UTC)
У Кириенко в прошлом году ИТЭФ отобрали из МинАтома
и отдали г-ну Ковальчуку.
alex_m_salnikov
Feb. 6th, 2012 06:26 pm (UTC)
Вот же блин, а я и не знал (( Не смотря на то, что живу рядом с ИТЭФ )) Спасибо
kot_pafnusha
Feb. 6th, 2012 06:28 pm (UTC)
Не за что )!
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 07:52 pm (UTC)
Это уже ушло в прошлое. Но никто не сказал, что в больную голову не может прийти идея вытащить старый скелет из шкафа
_iga
Feb. 6th, 2012 06:09 pm (UTC)
теперь ИТЭФ выселят под Троицк?
afrikanbo
Feb. 6th, 2012 07:52 pm (UTC)
Вряд ли :) Но, будем посмотреть
_iga
Feb. 7th, 2012 09:16 am (UTC)
Мне кажется, выселят в новый аппендикс. Но будем посмотреть.
ibch
Feb. 7th, 2012 07:33 am (UTC)
мне тоже показалось, что этот пожар был неспроста.
fitter_math
Feb. 7th, 2012 04:49 pm (UTC)
Спаса со стены под рубаху снял
Хату подпалил, да обрез достал
При Советах жить - торговать свой крест
Сколько нас таких уходило в лес.
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

Golden Gate
afrikanbo
Андрей Ростовцев

Latest Month

July 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Michael Rose