Оказалось, что нет, не совсем так. В аэропорт Гамбурга меня провожал старый приятель водила, которому я пожаловался на суматошность жизни сегодняшней. Приятель уже долгое время живет и работает в Германии. Он и поделился со мной тем, о чем хотел бы я сегодня рассказать.
Оказывается, что цивилизованное западное общество в последнее время было вынуждено выработать своеобразную вакцину, которая на нашем языке называлась бы «сопротивлением к принуждению». Уперся в бампер на большой скорости – создал дискомфорт, это – принуждение. Теперь за это цивилизованное общество беспощадно карает штрафами высокими (если зафиксирует, конечно, такой случай). Посигналил дальним светом – опять принуждение, тут штрафом уже не отделаешься.
Принуждение встречается не только на дорогах, но и в обычной жизни. Не заплатил налог, задержали на границе, не пустили в купленный тобою тур – снова принуждение. На Западе такое и в голову ни кому не придет - принуждение, противоречащее основным конституционным правам. Наказание за такой произвол последует незамедлительно. Закурил в общественном месте – опять принуждение всех окружающих нюхать твой дым. И пиво в транспорте пить запрещено. Включил громко музыку, решил покосить газон в неурочный час, припарковал неудобно для других свой кар, развел костерок в своем палисаднике, … Логика такого лояльного поведения веками укоренялась в генах. Поэтому, если кто-то "выдавливает" тебя с полосы, то к гадалке не ходи - гость с варварского востока. Понаехали. Пришлось Западу сформулировать и прописать юридическое определение такого асоциального стиля поведения - "принуждение". За принуждение сурово наказывают, по крайней мере, по здешним ПДД.
Есть и обратная сторона такого явления - никто тебе не скажет в лицо, что ты козел. От части поэтому многим нашим соотечественникам кажется, что Запад - страна непуганных идиотов. Зато, принуждение - это и фальсификации на выборах, и откровенное циничное вранье их уст первых лиц, что на Западе большая редкость. А если и бывает, то наказание следует незамедлительно. Как-то что-то не так процитировал немецкий федеральный министр обороны в своей диссертации, и это стоило ему кресла. Правда, его брат до сих пор незаслуженно пользуется былой государственной славой семьи и с успехом продает свои не слишком удачные рислинги. Но, это – уже принуждение, вторая производная. До вакцины против такой заразы и западное общество пока не дошло. Мы же пока не доросли и до первой производной. В России даже губернаторы не стесняются покупать себе диплом о высшем образовании и неплохо чувствуют себя в своем кресле. Дискомфортно мне как-то от понимания этого факта. Не хочется оказаться в той маршрутке, из которой самосвал сделал лепешку. Это - принуждение всё-таки, хотя бы и самосвалом!