?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рассуждения Александра Карельского на тему, почему спутники падают, ГЭС тонут, АЭС рушатся (а ускорители горят).



В 5 веке до новой эры Учитель полагал, что если называть вещи своими именами, большая часть общественных бедствий разрешится












В недавнем прошлом, при работах над атомным проектом, руководителями страны - семинаристом-недоучкой и техником общепромышленного назначения, была использована следующая крайне успешная организационная схема научного института.


На самом верху главной вертикали стоял авторитетный ученый, Научный руководитель. В его ведении находились все вопросы научной политики, выбор и распределение между исполнителями научных исследований, подбор и поощрение научного персонала, приобретение оборудования для проведения исследований и т.п.


Рядом с Научным руководителем стоял Директор, главной задачей которого было воплощение в жизнь планов Научного руководителя и, кроме того, все вопросы строительства, охраны, обслуживания, бухгалтерии и т.п. Такая организация позволила СССР иметь ядерный паритет со всем миром, имевшим тысячекратное преимущество в технологических, особенно расчетных мощностях.


Вопрос: как удалось власти додуматься до такой эффективной схемы?


Ответ: мало того, что Сталин и маршал Берия были талантливыми организаторами, так они еще и временщиками не были. Их не заботил срок перевыборов, они думали о пользе грядущих поколений, величии страны, они видели перспективу…


Есть и более конкретные причины – слишком дорогая цена информации, получаемой от разведки (Розенберги) и неэффективное использование этой информации при чисто бюрократической организации и т.п. Кстати, сейчас Россия за малые деньги держит руку на пульсе самых последних достижений мировой науки и техники. Это называется «участие в международных проектах».


Отражением этого видения были и низовые структуры – министерства, Главные управления, институты, лаборатории…


Ленин, Сталин пришли строить окончательно и навсегда. Их не волновало, что результатами их усилий воспользуются только потомки, а может и противники. Гитлер тоже, кстати, поэтому немцы были так сильны в ракетной технике, близки к атомной бомбе.




А как обстоит дело с организацией научного производства в нынешней напрочь демократической России?


В нашем институте (ИТЭФ), кстати, участнике атомного проекта, вообще не предусмотрен Научный руководитель, Директор же вынужден заниматься и оплатой счетов за воду и электроэнергию, и рассмотрением целесообразности научных командировок, и ремонтом прохудившихся труб и дырявых крыш, и вырубкой старых деревьев и арендаторами и контролем научных исследований. Вот гениям Курчатову, Харитону, Забабахину, Михайлову это было не по силам... Может, по этой причине наши директора ИТЭФ меняются как перчатки? А кто помнит замечательных директоров ядерных центров СССР? Великие люди и великие труженики…


Но ведь еще хуже – Директор ИТЭФ в такой ситуации вынужден передать часть своих полномочий низовым структурам. И еще хуже. Идя по пути демократизации процесса часто путают объективность с формальностью, порядок и бюрократизацию. А тут еще родимые пятна социализма с его уверенностью, что каждая кухарка может управлять государством.


Итак:


Кому и какое оборудование закупать решает отдел закупок, ничего не смыслящий в сути исследований и не заинтересованный в результатах труда.


Кому и куда ехать и кого принимать (иностранных ученых, студентов из стран СНГ) решает отдел безопасности, ничего не смыслящий ни в сути исследований, ни в результатах, ни в перспективах исследований.


Кого и как премировать решает отдел кадров, ничего не смыслящий ни в сути исследований, ни в результатах, ни в перспективах исследований.


И так далее….ключевое слово нынешней ситуации «ничего не смыслящий в сути исследований»


Помните, в 1976 году произошла Чернобыльская катастрофа. Целые институты занимались выяснением причин катастрофы, кто-то получил за эти исследования академические звания, кто-то застрелился. И море страданий и радиактивной крови было. Наверно, неполитично тогда было обратить внимание на то обстоятельство, что за два года до катастрофы уровень уважения к персоналу атомной станции опустился до уровня персонала обычной котельной. И зарплата начальника смены на АЭС уменьшилась до 140 рублей. Ну и кто на АЭС остался? Троечники. Ученого никакой обком не заставил бы совершить эти 11 ошибок, приведших к катастрофе…


Спутники в океан уже падают, ГЭС тонут, надо чтобы АЭС взрывались?


Ну почему при блаженной памяти Государе Николае II городовой отдавал честь учителю гимназии, а околоточный вставал, когда в помещение входил профессор университета?


А у нас заплечно образованный отдел кадров решает, что премию ученому платить не надо – он в этом месяце работал на два дня меньше, чем предусмотрено штатным расписанием, или был в командировке, или болел. И вообще отделу кадров виднее, чем руководителю проекта, поощрившего ученого.


Ну почему бухгалтер, счетовод, отмахивается от Академика, как от назойливой мухи?


Полная демократия (бюрократия) возможна только на кладбище – все лежат в струнку ногами на запад.


Троечников всегда больше. Возьмите детей и выкидышей фабрики Аллы Борисовны, Пьехи, МИД, кино. Ненависть троечника, посредственности к таланту приводит к истреблению талантов. Вот уже гигантские планы росатома по постройке АЭС в России проваливаются, кому строить? Нет инженеров, нет рабочих, одни манагеры…Президент увеличил стипендию студентам ядерных специальностей, а куда они придут? В отрасль, где академик оценивается ниже общевойскового лейтенанта, где доктор наук, автор нового направления в ядерной науке оценивается как дворник? Где от воли бездарности зависит успешность решения научной задачи?


В жизни есть и умные и дураки, и талантливые и бездари. Обществу выгоднее поддержать талант и осадить бездарь. Милосердие и любовь к ближнему вполне сосуществует с ненавистью к греху. Бездарность это грех.


Разве демократия = цивилизации троечников? Демократия это не решение голосованием, сколько будет 2х2, это не поддержка посредственности. Демократия - это когда работают к общему благу. Надо не упускать из вида, что именно талант надо поддерживать, посредственность не только сама пробьется, но и задушит талант.


Так почему же все-таки так происходит? Да потому, что демократия в умах смешана с мертвечиной, бюрократией. Не нужны на кладбище знания.


Мало падают спутники и не взрываются АЭС? Тьфу, тьфу, тьфу…


Вот письмо ученых составили три наших выдающихся, пока еще Российских доктора, а поддержку посмотрите – все наши люди, гордость России, и многие из них пишут из Франции, Германии, Швейцарии, США. Я многих знаю – наши, русские люди, их выжили из страны троечники. Горько и больно за Россию.












короткая ссылка: http://goo.gl/r1Nsw

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
mackapp
Feb. 12th, 2012 07:06 am (UTC)
"...Ну почему при блаженной памяти Государе Николае II городовой отдавал честь учителю гимназии, а околоточный вставал, когда в помещение входил профессор университета?..."
Характерная цитата. Но вот придется вспомнить - а сколько в то время было гимназий? Было ли хотя бы среднее образование обязательным?
Ну и главное - табель о рангах, сословия, аристократия, плебс. Вы готовы вернуться в сословное общество? Уверены, что попали бы в элиту, а не родились бы в глухой воронежской деревушке 11тым ребенком в семье?
А околоточный вставал, кстати, потому, что профессор университета, ЕМНИП, в табели о рангах соответствовал полковнику, а должность декан была генеральской.
Кстати, и учитель гимназии был примерно на уровне офицера, то бишь "из благородных".
afrikanbo
Feb. 12th, 2012 10:24 am (UTC)
Ну, зачем Вы всё в одну кучу.... :)

Проблема понятна. Она связана с непониманием нашего общества зачем нужна наука и престижем ученого. Цифры говоряьт сами за себя.
В Америке 60 % опрошенных школьников мечтают выбрать карьеру ученого.
У нас таких - всего 1%

Царская Россия здесь ни при чем и была приведена в качестве иллюстрации, а не инструкции к действию :)
mackapp
Feb. 13th, 2012 04:35 am (UTC)
Андрей, а ведь вы лукавите... ;-) Корректно ли приводить в пример США - эмитента мировой резервной валюты, страну, давным давно выведшую все невысокотехнологические отрасли в другие страны? Это то же выделение элиты, но не внутри государства, а на мировом уровне. Естественно, что в стране, где 90% производства является высокотехнологичным, а изрядная доля ВВП образуется за счет продаж научно-технических результатов будет вот такая статистика.
afrikanbo
Feb. 13th, 2012 06:01 am (UTC)
Не до лукавства! :) В Чехии, этот показатель также высок. ....И какая связь между эмитентом мировой резервной валюты и желанием работать в научной сфере? Мы, вот, например, эмитент нефти и газа :)

эй! "давно выведшую все невысокотехнологические отрасли в другие страны" - не надо. Как раз самые наукоемкие отрасли, как, например, космическая (NASA), не говоря уже о оборонных, никто никуда не выводит. Выведены только те, которые из наукоемких перешли в разряд масштабируемого бизнеса. Называйте их, как угодно, если Вам угодно - высокотехнологичными.
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 13th, 2012 07:21 am (UTC)
Извиняюсь, не совсем точно выразился. В знаменитом докладе РАН это звучит дословно так "Показательно, что в России всего 1% опрошенных с уважением относится к профессии ученого[51], а в США – 56%[52]." Сам доклад представляет интерес (http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=28654)

...а, потом, не всегда же опрос взаимоисключающий. Кто-то может оставить за собой выбор из множества направлений для своей карьеры.
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 13th, 2012 08:49 am (UTC)
Всё-таки не всё так печально!
и акцент не такой. Все мои ученики (их десятки) остались работать в науке (правда, за рубежом по вполне понятным причинам). Только двое остались здесь, но им невольно пришлось науку покинуть, так как надо было выплачивать ипотеку.
Фундаментальные науки (а о них и разговор) давно уже стали интернациональными. Нет никакой разницы, где физически ты находишься, в РФ или нет. Осталось единственное принципиальное отличие - административное (заметьте, не научное!). Если бы в РФ ученым платили столько же сколько на западе, то я Вас уверяю, абсолютное большинство бы никуда не уехало. Возможности коммуникации и почти прозрачные границы делают работу здесь идентичной работе "там". Есть и еще одно преимущество "там", тоже административного характера: давление администрации на научное сообщество. Но, это уже детали.
"Там" тоже есть недостатки. И главный недостаток - это (касательно наших эмигрировавших ученых) ограниченные возможности роста и создания научной школы.

Про то, что у нас безнадежно мало занимаются популяризацией наук - это гигантское упущение. Вы правы.
(Deleted comment)
afrikanbo
Feb. 13th, 2012 07:16 pm (UTC)
Спасибо!
mackapp
Feb. 13th, 2012 08:46 am (UTC)
Ндаа... Андрей, а ведь разница принципиальная. Относиться с уважением и мечтать стать - абсолютно разные вещи. Я, к примеру, в бытность школьником очень уважительно относился, например, к врачам, водителям автобусов и летчикам. А вот мечтал стать последовательно - моряком, космонавтом, биологом, физиком-ядерщиком, математиком, генетиком.. Пересечение множеств "уважаемых профессий" и "мечтаемых" является пустым...
mackapp
Feb. 13th, 2012 07:14 am (UTC)
1. Ничего не высок. В Чехии как раз высок уровень социального пофигизма...
2. Читайте внимательнее - "выведены НЕ высоко технологические".
ekcxep6o
Feb. 12th, 2012 08:53 pm (UTC)
Да, как ни печально, всё развалено. Причем уже настолько, что закончился поток нормальных учеников и студентов в ВУЗах. То есть социальная база исчезла.

Но мне не нравится фразеология "троечники-отличники". Я насмотрелся такого: троечники умнее преподавателей, отличники не умеющие дифференцировать, отчисление гениев-победителей олимпиад просто из-за сраного бардака в ВУЗах... В общем типовая жесть галочно-ублюдочной бюрократической системы.

И это никак не чинится, кроме базовой системы репутации. То есть брать и читать просто биографии каждого человека с которым работать собрался, вплоть до его статей.
rold239
Apr. 19th, 2012 06:06 pm (UTC)
"И зарплата начальника смены на АЭС уменьшилась до 140 рублей"
Откуда вы взяли такую чушь?
Простой инженер на АЭС с РБМК получал 240 рублей, при окладе 140. У начальника смены цеха оклад был 200, у начальника смены АЭС ещё больше.
afrikanbo
Apr. 20th, 2012 05:39 am (UTC)
Спасибо! Я переслал Ваше замечание автору.
afrikanbo
Apr. 20th, 2012 06:35 am (UTC)
Вот пришел ответ:

"В 1986-1987 годах я занимался анализом причин аварии на АЭС и помню, что в 1984 средний заработок начальника смены АЭС сравнялся со средним заработком в секторе промышленности СССР. 140 рублей."

With Best Regards,
Alexander Karelskiy
ITEP
tel.+7 (499) 789-66-81
rold239
Apr. 20th, 2012 06:45 am (UTC)
Я начал работать на АЭС в 1986 году в начале апреля, после окончания ВУЗа. Не было таких низких зарплат. Что-то путает Alexander Karelskiy.
Оклад простого (не старшего) инженера был 130-140 рублей, старший инженер имел оклад 160-170 рублей. Плюс премия, вредность. Никаких бурных реформ с зарплатой в 1984-1986 годах не было (родители у меня тоже работали на АЭС).
afrikanbo
Apr. 20th, 2012 06:52 am (UTC)
Не могу судить об этом, поскольку в 80-х ничем кроме альпинизма и туризма не занимался. В любом случае, спасибо за информацию. Также переправил ее автору (Саше Карельскому).
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

Golden Gate
afrikanbo
Андрей Ростовцев

Latest Month

July 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Michael Rose