Андрей Ростовцев (afrikanbo) wrote,
Андрей Ростовцев
afrikanbo

Из письма Профессора Андрея Смилги Президенту РФ

По поводу ЕГЭ: "Сейчас над нашими школами и ВУЗами нависла серьезная угроза. Я имею в виду ЕГЭ. Почти любой учитель, или преподаватель университета скажет Вам, насколько вредным оказалось это нововведение, насколько упал уровень абитуриентов и первокурсников. ЕГЭ копирует американскую и западно-европейскую системы, но это тот случай, когда системы эти плохи и копировать их не надо! ЕГЭ – это формальный тест, позволяющий проверить, насколько хорошо сдающий запомнил те, или иные вещи из школьной программы. Но ЕГЭ (и, особенно, подготовка к нему) отучает учеников думать! Одним из доводов в пользу ЕГЭ называют борьбу с коррупцией. Но борьба эта окончилась поражением. Да, большинство ВУЗов лишены теперь возможности самостоятельно набирать себе студентов. Они вынуждены теперь принимать всех с высокими баллами по ЕГЭ. Но коррупция, естественно, переместилась теперь на уровень школ и школьных экзаменационных комиссий. Особенно пышным цветом она расцвела в южных регионах России. Ее (коррупции) стало намного больше. Это естественно – несмотря на возможный материальный выигрыш, принимавший вступительные экзамены профессор все же не хотел брать в свой университет полного кретина. Он знал, что в этом случае ему пришлось бы его и дальше учить и мучиться. (Кроме того во всех университетах существует сейчас легальный способ получения взятки – принятие студента на платное отделение. К платникам требования на экзаменах намного ниже.) А у председателя провинциальной комиссии, посылающего безграмотного юношу с высшими баллами по ЕГЭ в далекую Москву, таких забот нет."


По поводу фундвментальных наук: "...распределение чего бы то ни было по качеству имеет форму пирамиды. На верхушке – самое лучшее, но его мало. И есть тело, основная масса пирамиды. Так вот, опыт показывает, что качество этого тела, его средняя высота непосредственно зависит от высоты вершины. Вершина задает стандарт, на который ориентируются следующие уровни. Мастера спорта ориентируются на чемпионов, разрядники – на мастеров. И если эту вершину вдруг отрубить, пирамида воспроизведет свою форму, но уже на более низком уровне. Хуже чемпионы – хуже рядовые спортсмены. Фундаментальная наука находится на вершине интеллектуальной пирамиды и задает интеллектуальный стандарт общества. Развитая наука – умное общество. Неразвитая – глупое. Общество, плохо способное разрабатывать компьютеры, нанотехнологии и военные технологии. Неконкуррентноспособное общество..."


"...Успешно руководить научным институтом (научными институтами) может только хороший авторитетный ученый. Автор большого числа научных статей с большим индексом цитирования и т.д. Другой человек просто не будет понимать, над чем работают его сотрудники, и результаты такого управления могут оказаться плачевными. (Здесь важно понимать, что единственным критерием значимости и ценности фундаментальных научных работ является экспертная оценка. В отличие опять же от прикладной науки, результаты которой используются в промышленности, и критерий там другой – прибыль. )

Очень опасными мне кажутся призывы к созданию альтернативных Академии структур. В таких альтернативных структурах будет с высокой вероятностью процветать «альтернативная наука». Достаточно вспомнить Петрика и его «чистую воду».


Полностью текст письма можно прочитать здесь.

Tags: наука, социум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments