Андрей Ростовцев (afrikanbo) wrote,
Андрей Ростовцев
afrikanbo

Categories:

Диссерорубка, как она есть. (3)

Начало истории, продолжение, и...



Одним из наиболее мучительных вопросов, с которым приходится сталкиваться Диссернету является вопрос "Кто у кого текст украл?" Ну, действительно, если тексты двух независимых авторов датируются примерно одним временем, то кому отдать предпочтение?

Из самых общих соображений, корпус текста можно рассматривать, как статистический ансамбль и к нему применимо понятие энтропии. При преобразовании одного осмысленного текста в другой автор последнего совершает хоть и небольшую, но дополнительную работу, результатом которой, часто является понижение энтропии текста. Не выпендриваясь, на пальцах, это выглядит следующим образом: крадущий куски текста упорядочивает и сшивает их в одно сплошное полотно; в то же время, если посмотреть расположение надерганных кусков в тексте, из которого украли, то они, часто бывают разбросаны, на первый взгляд, случайным образом по всему тексту. Значение энтропии упорядоченного текста будет ниже, чем для хаотично расположенных его отрывков. В одном из следующих постов сформулируем это утверждение математически точно, а сейчас остановимся на живом примере, в котором нет сомнений, кто у кого украл, поскольку диссер г-жи Манюровой датирован 2007-м годом, а ее источник (Опрощенко Даниил Леонидович, "Развитие познавательной самостоятельности студентов на педагогической практике") - 1999. Вклад этого источника отмечен в очередной таблице небесно голубым цветом:

Man4

На данный момент отметим лишь тот факт, что у списывающей г-жи Манюровой блоки краденного чужого текста разных авторов встают плотно впритирку друг к другу, как элементы LEGO конструктора. Так всегда получается, если личный вклад в написание оригинального текста стремится к нулю. Усилим этот тезис и добавим в таблицу Манюровой последний крупный 5-й источник, диссертацию "Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза" Ларисы Анатольевны Филипович (2005). Вклад Филипович отмечен ярко-красным цветом.

Man5


Это - финальная таблица. Вкладом более мелких источников, заполняющих оставшиеся немногочисленные белые поля, интересоваться не будем. И так эта чиновница от образования, которая указывает, как и чему детей учить в Республике Татарстан, предстала перед нами во всей красе. Полностью кликабельный отчет Диссернета можно получить здесь. Сейчас он нам понадобится.

Последний этап - проверка работы "диссерорубки" глазами. Т.е., необходимо покликать мышкой на все раскрашенные страницы и убедиться, что глупая машина не наделала на них глупостей.

Открываем первую покрашенную страницу 14. Видно, что из надерганных кусков (справа) г-жа Манюрова соткала более упорядоченное сплошное полотно (слева). Это именно тот случай, о котором говорилось вначале.


Далее обратим внимание на страницу 29, на которой стыкуются два блока текста, украденного у двух независимых авторов. Любопытно, что границы этих блоков не совпадают с началом-окончанием разделов текста Манюровой (ближайшее окончание раздела находится на стр 46), что можно было бы предположить, если бы не Манюрова списывала, а её текст по главам растащили к себе в норки другие авторы. Предположить же, что два независимых автора договорились о том, что один прёт текст до середины страницы 29, а другой – начиная с того места, на котором остановил свою покражу первый автор, невозможно. Это – еще один верный признак, позволяющий судить, кто у кого списал в случае, если датировка текстов проблематична.

И последний, яркий признак в почерке воришек чужих текстов - это непреодолимое желание окрасить текст всякими короткими вставочками, из которых следовало бы, что автор не покрал текст, а представляет читателю результат своего личного многолетнего труда. Взглянем на стр 113-114. Благодаря умной машине покраски, дополнительные фразы "Нами использован", "мы относили" и "учитывались нами" (свидетели наглого подлога) режут глаз и выдают воришку окончательно с головой.

Этим мы закончили экскурс в лабораторию «диссерорубки», представляющей собой набор методов и инструментов, позволяющих быстро препарировать научные труды. В данном случае, в качестве подопытного кролика выступала чиновница Министерства Образования и Науки Республики Татарстан.
Tags: Диссерорубка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments