?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Сегодня строгая Казанская, и надо бы о чем-то Божественном, но так, чтобы и не очень уклониться от темы…


Вчера с удовольствием рассматривал живопись на стенах храма одного из Патриарших подворий. Как и положено кормящему клир подворью темы художеств там были связаны исключительно с заготовками и сельским хозяйством: пастырь со своей паствой, ловцы душ человеческих, умножение хлебов и т.д. Одна сцена привлекла особое внимание. На ней ангелы срезали грозди винограда и клали их в давильню, в которой другие ангелы усердно топтали виноград своими ангельскими ножками. Называлось это «Великое точило гнева Божия».


К своему стыду я не знал, что «точило» и есть та самая давильня для винограда, а сцена представляет собой эпизод из откровений Иоанна Богослова. В связи с этим обнаружилось два любопытных момента, над которыми раньше мне не приходилось задумываться.


Во-первых, старославянское слово «точить» означало «заставлять течь, бежать, или сгонять». Недаром в языке еще сохранились синонимы, когда-то произошедшие от одного понятия: можно пуститься в бега или наутек; вода может как течь, так и бежать. Можно также источать (скажем, мироточить), а можно и заточить в тюрьму. При этом интересно подметить, что смысл зависит от приставки «ис» или «за». Ну кто будет здесь спорить, что у нас с дикими германскими племенами не было недавнего общего языкового прошлого? Точно такой же смысл несут немецкие приставки «aus» и «zu», соответственно. «Точить ножи» появилось гораздо позднее и в смысле «заставлять бежать, сгонять стружку с лезвия ножа». Тогда же появилась и профессия заточник и инструмент под названием точило». До этого «точилом» назывался тот дивайс, в котором давили виноградные гроздья, а заточником называли узников и отшельников. В общем, здесь есть, над чем посмаковать! Как говаривал монах Даниил-заточник: «и бысть ум мой, аки нощный вран, на нырищи забдех».




Во-вторых, ангелы не случайно давят виноград по соседству с холодящими кровь сценами Страшного Суда. Согласно Апокалипсису, им было заказано изготовить вино цельное (то есть небалованное! Во времена Иоанна Богослова об этом заботились не менее трогательно, чем сегодня) – «вино ярости Божией», чтобы напоить им всех отступников и грешников в день страшного суда, да так, чтобы те «мучились в огне и сере» (диоксид серы еще тогда считался разрешенной добавкой к вину) «перед святыми Ангелами». Иоанн так описывает свой сон: «…и истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». Жуть!


А я то и не догодывался, зачем нам, грешным, вино нужно. Теперь, всё встало на свои места.

Украинская икона "Христос в виноградном точиле", конец 17в




Се же бе написах, А.Р.

Profile

Golden Gate
afrikanbo
Андрей Ростовцев

Latest Month

July 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Michael Rose