Андрей Ростовцев (afrikanbo) wrote,
Андрей Ростовцев
afrikanbo

Вина образования

«Ни один российский вуз не оказался представлен в рейтинге лучших университетов мира (World Reputation Rankings), составленный британским журналом Times Higher Education совместно с агентством Reuters…» На самом деле, если внимательно присмотреться, два российских ВУЗа всё-таки попали в рейтиг - на 276-е место (МГУ) и 351-е (ПбГУ). О причинах такого падения и написан этот пост.


Прошло уже более 20 лет, как я окончил МИФИ, и вот недавно мне выдался случай посетить снова свой родной ВУЗ. Многое с тех пор изменилось. Особенно впечатляет размах ремонта, всевозможных перестроек и закупок нового оборудования. Новые залы комплекса столовых, зал для преподавателей, куда студентам вход закрыт, зал для администрации, куда профессоров не пускают, симпатичная кафешка… Новая проходная. Но за внешним лоском сразу видны и главные недостатки: унизительно низкие зарплаты преподавателей и чисто российский подход к перестройке. Остановлюсь только на этом подходе, поскольку рамки статьи и цензуры не позволяют рассказать здесь про проблемы преподавателей НИЯУ МИФИ.


В связи с этим случаем я невольно вспомнил историю, происходившую на моих глазах в самом начале 90-х сразу после объединения Германии. В это время процветающая западногерманская лаборатория DESY (г Гамбург) решила протянуть руку помощи ученым из небольшого физического института, располагавшегося в восточном Берлине. Нетрудно догадаться, что молодому капитализму на востоке было в то время не до наук, и Берлинский институт находился в крайне затруднительном положении. Для того, чтобы понять сможет ли небольшой Берлинский институт интегрироваться в крупную национальную лабораторию, пригласили экспертов социологов. Каково было удивление, когда эксперты отрекомендовали в первую очередь обратить внимание на общественные места в Берлинском институте, а именно, на точность часов и состояние туалетов. Там, как оказалось, часы шли с немецкой точностью, а туалеты содержались с немецкой аккуратностью. С тех пор Берлинский институт стал полноправным филиалом лаборатории DESY в Гамбурге и теперь широко известен наравне с DESY, как мировой научный центр.


Эту запомнившуюся мне историю я рассказал не для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что часов в МИФИ я не обнаружил (правда, потом мне сказали, что где-то у входа в главное здание имеются всё-таки одни часики), и не про то, что туалетная бумага в свежеотремонтированных уборных НИЯУ МИФИ в принципе не предусмотрена, а про совсем другое обстоятельство, которое по моему внутреннему убеждению напрямую связано и с туалетной бумагой, и с ходом часов и с нищим положением профессуры. Здесь я от краткого лирического отступления позволю себе перейти к сути самого важного вопроса.


Какое-то время назад судьба свела меня с английским физиком и главой Управления по атомной энергии Великобритании Роджером Кэшмором. Про Роджера можно долго рассказывать, человек он крайне обаятельный, бесконечно эрудированный, и к тому же неплохой рассказчик. Но, то, что меня тогда крайне поразило в его богатой биографии – это его многолетняя служба в качестве келаря (Cellararius) в Оксфордском университете. Должность келаря – крайне почетна и занимает ее обычно проректор по научной работе. В его обязанности входит тщательно следить за подбором вин в университетском погребе. Их качество и разнообразие требуют неустанной работы вплоть до самостоятельных визитов к французским виноделам, организацией дегустаций и поставок вин в университет. Тогда я отнесся к этому, как к любопытному факту личной биографии Роджера и лишь несколько лет спустя обнаружил, что действительно престижные учебные заведения в цивилизованных странах неразрывно связаны с культурой хорошего вина. Это натолкнуло меня провести небольшое исследование. И, вот, что я обнаружил.


Оказалось, что не только университетские традиции, науки и знания неразрывно связаны с традициями и культурой вин, но и ее влияние современную культурную атмосферу стран и их граждан, огромно. Чтобы понять о чем речь я взял за основу идею просканировать тэги «личных интересов» в ЖЖ. Чем же интересны эти тэги? А тем, что с их помощью можно понять, чем дышит и что любит делать и, наоборот, чем не увлекается пипл, который, например, любит собак или кошек, учится в универах, пьет вино, пиво или заостряет внимание на водке. Кто-то скажет, что мол, всякий волен написать в своих тэгах всё, что ему вздумается и толку от такого копательства в соцсетях нет. Это хоть и верно в случае конкретного индивидуума, но зато абсолютно неверно статистически. А уж статистики в ЖЖ накоплено гораздо больше, чем у Чурова.


Итак, мы выбираем три группы по 400 самых активных юзеров ЖЖ, имеющих в своих тэгах интерес, к вину, пиву и водке, соответственно. Затем напускаем на эти три выборки робота и выясняем, сколько из них так же любят, например, путешествия или книги.


Как и ожидалось, самой читающей аудиторией являются поклонники вин (153 из 400), они же и самые путешествующие (126 из 400). Любители пива примерно столько же читают (115 из 400), сколько винолюбы путешествуют. У почитателей «Клинского» с путешествиями дела обстоят сложнее: из них путешествовать любят всего 93 из 400. Но, и всё равно, они в этой страсти далеко обоглали водочников (48 из 400). Водочники также больше читают дома на диване (80 из 400). Убедительно? Но, на самом деле, картина еще много контрастнее, по простой причине, что любители вина и пива во многом пересекаются – 140 из 400 любителей выпить вино одновременно объявили свой интерес и к пиву, и, наоборот, примерно 100 любителей пива выразили свой интерес к винам. Зато винолюбы явно не жалуют в своих предпочтениях водку – всего 42 из 400 любят оба напитка одновременно.






В дополнение к этому – еще несколько нескучных цифирь. Во-первых, по вполне понятным причинам тем, кто обожает водку, требуется пивко утречком. Более половины водочников вписали тэг «пиво» в список самых любимых и необходимых занятий. С физиологической точки зрения пиво гораздо важнее, чем читать Канта по утрам или путешествовать с больной головой по миру. Статистика соцсетей это еще раз неопровержимо доказала.


Во-вторых, имеется и обратная связь. А именно, пивной пипл вдвое крепче дружит с водкой, чем винолюбы.


В-третьих, пропорции любителей «Клинского», пьющих водку и водочников, читающих книги равны друг другу.


В-четвертых, относительная доля пьющих водку в четыре раза меньше, чем читающих людей из мира вина. Именно в таком же соотношении находятся любители книг в обществе почитателей горячительных напитков.


И, наконец, процент путешествующих почитателей одновременно и водки и пива (около 23%) меньше процента путешествующих винолюбов (около 38%). Действительно, получается, что пристрастия к вину идут рука об руку с любовью (и возможностям!) к чтению и путешествиям и хорошему образованию.


По сему, каждый уважающий себя Российский ВУЗ должен иметь винный погребок с тщательно подобранной коллекцией вин, туалетную бумагу в чистых уборных и преподавателей с достойной зарплатой. Тогда, глядишь и уровень образования подтянется и в мировых рейтингах с нашими университетами станут считаться.

Tags: социум, статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments